Кружок по обучению чтению «Читалочка»
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс. По-другому чувствуют себя уже читающие дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
С точки зрения психологии, ребенку 4 - 5 лет легче научиться читать, так как освоив хорошо речь, у него остается еще интерес к звукам и словам. И он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения.
Более 10 лет в нашем детском саду функционирует кружок по обучению чтению «Читалочка». Цель работы кружка - формирование начальных навыков техники чтения, развитие способностей к чтению и предупреждение нарушений чтения и письма.
Обучение детей сознательному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями происходит в игровой форме. Учитывая, что разные виды активности проводятся с постоянным словесным сопровождением, происходит и развитие устной речи детей, пополняется словарный запас, развиваются коммуникативные способности на основе общения. На занятиях много заданий для подготовки к процессу письма, на развитие памяти, внимания, мышления.
Особое внимание уделяется заданиям по профилактике нарушений чтения и письма в школе. Работа осуществляется по развитию зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза.
Занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 25 - 30 минут. Программа рассчитана на 2 года. Первый год 5 – 6 лет, второй год – 6 – 7 лет.
С сентября 2021 года по запросу родителей кружок посещают дети 4 – 5 лет.
Анализ работы за годы существования в детском саду кружка «Читалочка»
показал высокие результаты.
За время обучения дети овладевают такими понятиями, как «звук», «буква», «слово», «предложение», учатся самостоятельно различать гласные и согласные звуки, умеют дать характеристику каждому звуку, знают и называют буквы алфавита, находят их в тексте, сливают буквы в слоги разной степени сложности, ставят ударение в словах, составляют простые предложения.
Последние годы многие дети встречаются с трудностями при обучении чтении: знают буквы, но не получается объединить их в слоги; верно читают начало слова, но не могут определить, какой должен быть его конец; не запоминают буквы.
Советы по обучению чтению педагогам и родителям
· Называйте буквы, как звуки, коротко: Б, М, Ш, Р, не БЭ, МЭ, ША, ЭР.
· Правильно учите слогослиянию: пусть ребенок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА — МММА; СССОК; РРРАК.
· Занимайтесь короткими порциями, но часто, и без давления.
· Применяйте режим щадящего чтения для тех, кто не любит читать.
· Станьте примером! Демонстрируйте любовь к книгам и к чтению.
Давайте прививать любовь к познанию. Дети стремятся везде быть похожими
на своих родителей. И когда они наблюдают, как старшие читают, им хочется подражать. Так что необходимо создать культуру чтения внутри семьи.
Дошкольный возраст самое благоприятное время для обучения.
Статью подготовила учитель-логопед МАДОУ д/с № 106 Сандул Л.И.