Семинар - практикум по речевому развитию дошкольников

02.03.2017, 1944 просмотра.

В рамках подготовки педагогического совета в ДОУ прошёл семинар на тему: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников», посвящённый важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников.

          Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте…

         Именно эту тему в разных формах работы педагоги раскрыли на семинаре. Основные направления работы по развитию речи дошкольников выделили в чётком соответствии задачам речевого развития. Каким же содержанием они будут наполнены, решают сами педагоги. Решают, возможно, по-разному, используют и различные формы, методы и приёмы. Пути решения, действительно, могут быть различны, главное – достижение цели. Тем не менее, присутствующие вспомнили и конкретизировали структуру основных методов.

      «Карта – схема» семинара соответствовала основным направлениям работы по развитию речи. Педагоги поработали над развитием словаря детей с помощью дидактических игр, соответствующих возрастным требованиям той или иной возрастной группы.

        Затем воспитатель подготовительной группы Шестёркина Татьяна Александровна раскрыла направление «Воспитание звуковой культуры речи», предложив присутствующим свой опыт работы по теме «»Развитие мелкой моторики – подготовка руки к письму». Она провела с педагогами практикум, используя тот материал, который всегда находится в шаговой доступности: крупы, прищепки, пуговицы, бусинки, бросовый материал и т.п. В конце практикума каждый педагог получил памятку «Игры для развития мелкой моторики с предметами».

        О формировании грамматического строя языка, о том, какие грамматические формы чаще всего вызывают затруднения у младших, старших дошкольников, говорила старший воспитатель Ударцева Нина Павловна. По традиции была проведена и «Минутка русского языка», где педагоги автоматизировали употребление слов и выражений, наиболее часто встречающихся в их педагогической практике: согласовывали окончания существительных множественного числа родительного падежа (много матрёшек, тортов…), образовывали глагольные формы (повелительное наклонение поезжай…), ставили правильные ударения в отдельных словах (сливовый…) и т. д.

       Педагоги практиковались в использовании педагогических технологий по развитию связной речи: особое внимание привлекла их технология «синквейн». У многих педагогов эта технология ассоциировалась с уже знакомыми всем играми «Продолжай» или «Дополни предложение» с мячом:

- ребёнок — называет слово

- добавляет слово, чтобы они согласовывались

- продолжает

- заканчивает предложение (ЯРКОЕ СОЛНЦЕ СВЕТИТ В ОКОНЦЕ).

      О формировании элементарного осознания явлений языка и речи как условии подготовки дошкольников к обучению грамоте, а также воспитанию любви и интереса к художественному слову говорила заместитель заведующего Зыкова Вера Александровна. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу - овладению грамотой и чтением. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух, чёткая артикуляция звуков (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки, глазомера и прочее.

      Таким образом, педагоги ещё раз на практике подтвердили то, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является и нашем дошкольном учреждении одной из самых актуальных. Педагоги используют в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются поставленные на определённый период задачи.

      В заключительной части семинара педагоги с удовольствием использовали «синквейн» со словом «СЕМИНАР». Итогом семинара стали слова Чарльза  Диккенса: «Человек не может по - настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!