Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми
МО воспитателей старших групп
«Как научить детей выразительному чтению»
Практикум для воспитателей
« Использование мнемотехники
при заучивании стихотворений с детьми»
Подготовила и провела
воспитатель МАДОУ ДС №106
Касымова И.А.
Цели:
-повышение педагогической культуры воспитателей;
-познакомить воспитателей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;
-вовлечь воспитателей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, объема памяти, развитию интонационной речи дошкольников.
1. Теоретическая часть
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению над дикцией и интонацией необходима.
Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, т.е.
технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации и увеличение объёма памяти путём образования дополнительных зрительных ассоциаций, в виде игры.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.
А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.
· В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
· Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями,
· В. П. Глухов – блоками-квадратами,
· Т. В. Большева – коллажем,
· Л.Н. Ефименкова - схемами составления рассказов.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы–рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к
длительному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить детей читать стихи выразительно.
Методика использования мнемотехники:
· Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
· Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.
· И позже к мнемотаблицам.
- Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный.
- В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, когда у детей накоплен основной словарный запас. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Этапы работы над стихотворением:
-Взрослый выразительно читает стихотворение;
-сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
-задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
-выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
-читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
-ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Результаты работы с мнемотаблицами
У детей:
расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок,
загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
2. Практическая часть
А сейчас, уважаемые педагоги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
Задание № 1
Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили. (С. Есенина «Белая береза»).
Задание № 2
Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.
Предлагаю и вам апробировать данную технологию на себе.
Для примера возьмём стихотворение Н. Нищевой «Ёлочка».
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Это стихотворение я буду зачитывать фразами, а вы будете зарисовывать их символически. А потом сами попробуете рассказать стихотворение, опираясь на свои мнемотаблицы.
Предлагаю познакомиться дополнительно с приемами работы по развитию речи, а именно:
Задание № 3 с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, на формирование интонационной выразительности; прочитайте стихотворение, интонируя согласно заданию карточки)
Задание № 4 по развитию дикции: скороговорки и интонирование четверостиший;
Скороговорка – это своеобразный тренажер.
Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
3.Подведение итогов
Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего семинара. (Высказывания педагогов).
Итак, использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом позволяет параллельно решать ряд задач: развитие, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение объема памяти и словарного запаса, развитие интонационной и связной речи детей.
Приложения
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Прочитайте стихотворение, интонируя согласно заданию карточки
Карточка № 1 Прочитайте стихотворение, как “рэпер” |
Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! |
Карточка № 2 Прочитайте стихотворение, как “робот” |
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плач: Не утонет в речке мяч. |
Карточка № 3 Прочитайте стихотворение, как “дошкольник” |
Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. |
Карточка № 4 Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок” |
Постой паровоз, не стучите колеса. Кондуктор нажми на тормоза… Я к маменьке родной с последним приветом, Спешу показаться на глаза. |
Карточка № 5 Прочитайте стихотворение, как “рыжая плутовка” |
У меня живет козленок, Я сама его пасу. Я козленка в сад зеленый Рано утром отнесу. Он заблудится в саду – Я в траве его найду. |
Задание № 4
А сейчас мы поговорим о скороговорках.
Скороговорка – это своеобразный тренажер.
Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Перед вами скороговорка.
-Прочитаем ее “глазами”, хорошо.
-Проговорим скороговорку беззвучно.
-Теперь шепотом.
-Вполголоса.
-Медленно, в полный голос.
- Быстро. Быстро-быстро.
1.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
2.Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
- И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе.
3. Жили были три японца:
Як, Як Ци Драк, Як Ци Драк Ци Драк ЦиДроне,
Жили-были три японки:
Ципе, ЦипеДрипе, ЦипеДрипеЛимпопони,
Вот они переженились:
Як на Ципе, Як Ци Драк на ЦипеДрипе,
Як Ци Драк Ци Драк ЦиДроне на ЦипеДрипеЛимпопони.