Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми

09.12.2016, 4532 просмотра.

МО воспитателей старших групп

«Как научить детей выразительному чтению»

Практикум для  воспитателей

« Использование  мнемотехники

при  заучивании стихотворений с детьми»

 

Подготовила и провела

воспитатель МАДОУ ДС №106

Касымова И.А.

      Цели:

-повышение педагогической культуры воспитателей;

-познакомить воспитателей с  приёмом мнемотехники при  заучивании стихотворений с детьми;

-вовлечь воспитателей в процесс формирования у детей интереса к заучиванию стихотворений, расширению словарного запаса, объема памяти,   развитию интонационной  речи дошкольников.

1.     Теоретическая  часть

 

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению над дикцией и интонацией необходима.

Чтобы помочь детям в заучивании стихотворений и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника  в переводе с греческогоискусство запоминания, т.е.

технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации и увеличение объёма памяти путём образования дополнительных  зрительных ассоциаций, в виде игры.

     Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры.

А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.

·        В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

·        Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями,

·        В. П. Глухов – блоками-квадратами,

·        Т. В. Большева – коллажем,

·        Л.Н. Ефименкова - схемами составления рассказов.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы–рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к

длительному удерживанию стихотворения в памяти.

2. Учить детей читать стихи выразительно.

Методика использования мнемотехники:

·        Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».   

·         Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам.

·        И позже к мнемотаблицам.

- Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный.

- В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, когда у детей накоплен основной словарный запас. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

 

Этапы работы над стихотворением:

-Взрослый  выразительно читает стихотворение;

-сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

-задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;

-выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;

-читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;

-ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Результаты работы с мнемотаблицами

У детей:

 расширяется круг знаний об окружающем мире;

 появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

 появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок,

загадок;

 словарный запас выходит на более высокий уровень;

 дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

2. Практическая часть

А сейчас, уважаемые педагоги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.

 Задание № 1

 Вы видите перед собой мнемотаблицу. Необходимо отгадать, какое  стихотворение закодировано, и объяснить, почему Вы так решили. (С. Есенина «Белая береза»).

Задание № 2

Вы получите текст стихотворения. Необходимо составить мнемодорожку или мнемотаблицу и объяснить, почему Вы выбрали те или иные символы.

Предлагаю и вам апробировать данную технологию на себе.

Для примера возьмём стихотворение Н. Нищевой «Ёлочка».

 

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

 

Это стихотворение я буду зачитывать фразами, а вы будете зарисовывать их символически. А потом сами попробуете рассказать стихотворение, опираясь на свои мнемотаблицы.

Предлагаю познакомиться дополнительно с приемами работы по развитию речи, а именно:

Задание № 3  с упражнениями на развитие артикуляционного аппарата, на формирование интонационной выразительности; прочитайте стихотворение, интонируя согласно заданию карточки)

Задание № 4  по развитию дикции: скороговорки и интонирование четверостиший;

Скороговорка – это своеобразный тренажер.

Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.       

3.Подведение итогов

Давайте сделаем с вами вывод и примем решения по теме нашего семинара. (Высказывания педагогов).

Итак,  использование приёмов мнемотехники делает разучивание стихов весёлым, эмоциональным, и при этом  позволяет параллельно решать ряд задач: развитие, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа, расширение объема памяти и словарного запаса,  развитие интонационной и связной речи детей.

 

                                                                                                     Приложения

                                                                                                  Задание № 1

 

                                                                                                    

                                                                                                  Задание № 2

 

 

                                                                                                  

                                                                                                  Задание № 3

                                                                                                                                                                                                  

 Прочитайте стихотворение, интонируя согласно заданию карточки

 

Карточка № 1

Прочитайте стихотворение, как “рэпер”

 

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Карточка № 2

Прочитайте стихотворение, как “робот”

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плач:

Не утонет в речке мяч.

Карточка № 3

Прочитайте стихотворение, как “дошкольник”

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Карточка № 4

Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок”

Постой паровоз, не стучите колеса.

Кондуктор нажми на тормоза…

Я к маменьке родной с последним приветом,

Спешу показаться на глаза.

Карточка № 5

Прочитайте стихотворение, как  “рыжая плутовка”

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.


 

Задание № 4

А сейчас мы поговорим о скороговорках.

Скороговорка – это своеобразный тренажер.

Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.       

Перед вами скороговорка.

-Прочитаем ее “глазами”, хорошо.

-Проговорим скороговорку беззвучно.

-Теперь шепотом.

-Вполголоса.

-Медленно, в полный голос.

- Быстро. Быстро-быстро.

 

1.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

2.Расскажите про покупки,

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

- И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе.

3. Жили были три японца:

Як, Як Ци Драк, Як Ци Драк Ци Драк ЦиДроне,

Жили-были три японки:

Ципе, ЦипеДрипе, ЦипеДрипеЛимпопони,

Вот они переженились:

Як на Ципе, Як Ци Драк на ЦипеДрипе,

Як Ци Драк Ци Драк ЦиДроне на ЦипеДрипеЛимпопони.