Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников
Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. В процессе познавательной деятельности формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:
· Образовательная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
· Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
· Необходимо понимание важности преподносимого материала.
· Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
· Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
· Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.
· Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Воспитание познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.
Что же такое универсально учебные действия?
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
1) личностный; 2) регулятивный;
3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные УУД
Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);
Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности
(какое значение смысл имеет для меня учение);
Нравственно-этического оценка – способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД являются:
· умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
· умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
· умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
· формирование познавательной и социальной мотивации;
· формирование адекватной самооценки;
· формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
· формирование способности учитывать чужую точку зрения;
· воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
Регулятивные УУД
Целеполагание – умение сохранять заданную цель;
Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;
Контроль – умение контролировать свою деятельность
по результату деятельности и по процессу;
Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку
взрослого и сверстника;
Предпосылками регулятивных УУД являются:
· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
· умение сохранять заданную цель;
· умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
· умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
· умение контролировать свою деятельность по результату;
· умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
· умение работать по инструкции взрослого;
· умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
· готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
· умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
· умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД
· Ориентировка в пространстве и времени;
· Умение применять правила и пользоваться инструкциями;
· Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
· Умение работать по заданному алгоритму;
· Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Информационные
· Умение работать по книге;
· Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
· Умение работать по иллюстрациям.
· Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).
Логические
· Классификация
· Анализ
· Синтез
· Сравнение
· Обобщение
· Сериация
· Сернация
· Исключение лишнего
· Подбор подходящего
· Установление причинно-следственных связей и др.
· Использование знаково-символических средств
· Моделирование
Предпосылками познавательных УУД являются:
· навыки сформированности сенсорных эталонов;
· ориентировка в пространстве и времени;
· умение применять правила и пользоваться инструкциями;
· умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
· умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
· умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
· умение выделять существенные признаки объектов;
· умение устанавливать аналогии на предметном материале;
· умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
- умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
- умение производить анализ и синтез объектов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение ориентироваться в книге;
- умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
- умение находить нужную страницу;
- умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
- умение пользоваться простейшими инструментами.
Коммуникативные УУД
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
- Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
- Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
- Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
- Владение невербальными средствами общения;
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
- желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника.
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания;
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
· участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
· подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
· творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
· самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
· дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;
Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующие задания:
· классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
· анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
· синтез – объединение отдельных компонентов в целое;
· сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
· обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
· сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
· сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
· исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
· подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
· прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
· работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
· знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
· работа со схемами, составление схем-опор;
· решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
· установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
· «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
· поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
· взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
· взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;
· заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
· «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
· контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
· «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
· составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
· «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
· «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
· обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
· групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
· «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
· «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Способы формирования УУД
· Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;
· Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;
· Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
· Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
· Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;
· Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др.;
· Развивать коммуникативные способности детей,
· вербальную и невербальную речь, творческие способности
· и навыки самоконтроля;
· Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и
· ее эффективности, а не на достижениях;
А также,
· Дошкольнику требуется личный контакт с ним;
· Атмосфера успеха;
· Помощь в обретении уверенности в своих силах и способностях;
· Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;
· Доброжелательное и уважительное отношение к его личности.
· Поощрение и похвала.
· Принятие его таким, какой он есть;
· Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).
Портрет выпускника ДОУ
· Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
· Любознательный, активный (личностные результаты).
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
· Эмоционально отзывчивый (личностные результаты).
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
· Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
· Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
· Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты) .
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
· Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты).
Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
· Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
· Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты).
У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.