Формирование универсальных учебных действий старших дошкольников

24.04.2017, 8776 просмотров.

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни.  Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение  в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие  познавательной деятельности дошкольников – один  из основных аспектов готовности детей к школе. В  процессе познавательной деятельности формируются умственные,  эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются  психические процессы: произвольное внимание  и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается   жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки,  благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

·         Образовательная  деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

·         Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

·         Необходимо понимание важности преподносимого материала.

·         Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

·         Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания,  предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

·         Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

·         Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Воспитание  познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Что же такое универсально учебные действия?

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

1) личностный; 2) регулятивный;

3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные  УУД

Самоопределение – внутренняя позиция  будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности

(какое значение смысл имеет для меня учение);

Нравственно-этического оценка – способность    соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками  личностных УУД являются:

·         умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

·         умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

·         умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

·         формирование познавательной и социальной мотивации;  

·         формирование адекватной самооценки;

·         формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;

·         формирование способности учитывать чужую точку зрения;

·         воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Регулятивные УУД

Целеполагание – умение  сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность

по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку

взрослого и сверстника;

Предпосылками  регулятивных УУД являются:

·         умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

·         умение сохранять заданную цель;

·         умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

·         умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

·         умение контролировать свою деятельность по результату;

·         умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

·         умение работать по инструкции взрослого;

·         умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

·         готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

·         умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

·         умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные УУД

·         Ориентировка  в пространстве и времени;

·         Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

·         Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

·         Умение работать по заданному алгоритму;

·         Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

·         Умение работать по книге;

·         Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;

·         Умение работать по иллюстрациям.

·         Умение пользоваться  школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

·         Классификация

·         Анализ

·         Синтез

·         Сравнение

·         Обобщение

·         Сериация

·         Сернация

·         Исключение   лишнего

·         Подбор подходящего  

·         Установление причинно-следственных связей и др.

·         Использование  знаково-символических  средств

·         Моделирование

Предпосылками  познавательных УУД являются:

·  навыки сформированности сенсорных эталонов;

·  ориентировка в пространстве и времени;

·  умение применять правила и пользоваться инструкциями;

·  умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

·  умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

·  умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

·  умение выделять существенные признаки объектов;

·  умение устанавливать аналогии на предметном материале;

·  умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение ориентироваться в книге;
  • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
  • умение находить нужную страницу;
  • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
  • умение пользоваться  простейшими  инструментами.

Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
  • Владение невербальными средствами общения;

Предпосылками коммуникативных УУД  являются:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнёра высказывания;  

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Для формирования предпосылок личностных УУД используются  следующие задания:

·         участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во  время обсуждений, рассуждений и споров  дети учатся аргументировать  и отстаивать  свою точку зрения;

·         подведение промежуточных итогов и итогов  занятия – во время подведения итогов у  детей происходит  осмысление полученных знаний и опыта;

·         творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;

·         самооценка   – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения  на занятии, а также может быть предложено,  оценить работу других детей;

·         дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

Для формирования  предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование  следующие задания:

·         классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;

·         анализ – предлагается выделить, расчленить  объект на составляющие его элементы;

·         синтез – объединение   отдельных компонентов в целое;

·         сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия  в предметах;

·         обобщение – выделение  общих существенных свойств в сравниваемых объектах;

·         сериация – установление  последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;

·         сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.

·         исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.

·         подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;

·         прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;

·         работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения  типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;

·         знаки и символы – умение работать со знаками и символами;

·         работа со схемами, составление схем-опор;

·         решение логических задач – решение различных логических задач,  в том числе и задачи с отрицанием;

·         установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

Для формирования предпосылок регулятивных УУД  возможны следующие виды заданий:

·         «преднамеренные ошибки» –  детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

·         поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки  по заданной теме;

·         взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

·         взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения  этого задания;

·         заучивание материала наизусть – предлагается выучить  стихотворение, потешку, скороговорку,  и др. наизусть;

·         «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;

·         контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.


Для формирования предпосылок коммуникативных УУД  можно предложить следующие виды заданий:

·         «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;

·         составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.

·          «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;

·         «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);

·         обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;

·         групповая работа – любая совместная групповая работа формирует  коммуникативные УУД;

·         «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или  прокомментировать картинку.

·         «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой  теме или по определенному заданию.

Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания,  такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Способы формирования  УУД

·         Опираться  на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;

·         Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;

·         Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

·         Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

·         Максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

·         Тренировать  мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, сернацию, и др.;

·         Развивать коммуникативные способности детей,

·         вербальную и невербальную речь, творческие способности

·         и навыки самоконтроля;

·         Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и

·         ее эффективности, а не на достижениях;

А также,

·         Дошкольнику требуется личный контакт с ним;

·         Атмосфера  успеха;

·         Помощь в  обретении уверенности в своих силах и способностях;

·         Помощь в приобретении знаний легко и с интересом;

·         Доброжелательное и уважительное отношение к его личности.

·         Поощрение  и похвала.

·         Принятие его таким, какой он есть;

·         Адекватная оценка его деятельности и запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, глупый, неаккуратный и пр.).

Портрет выпускника ДОУ

·         Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

·         Любознательный, активный (личностные результаты).  

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

·         Эмоционально отзывчивый (личностные результаты)

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

·         Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 

·         Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

·         Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты) .

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 

·         Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты).

Ребенок имеет представление:

 - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

 - о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

·         Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

·         Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты). 

У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.