Скоро в школу!
Формирование элементов учебной деятельности
у старших дошкольников
Как известно, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для детей старшего дошкольного возраста имеют интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от игровых, расширяет возможности подготовки детей 6–7 лет к обучению в школе и усвоению ими новых знаний.
Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.
Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:
учебные задачи;
учебные действия;
контроль;
оценку.
В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.
Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, посредством которых они "усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения". Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.
Д.Б. Эльконин отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению. Отметим, что понятия "целенаправленное обучение" и "учебная деятельность" далеко не идентичны.
Чтобы проследить формирование способности решать учебную задачу и выделять условия, при которых происходит переориентация с результатов на способ действия, рассмотрим, какие предпосылки этого явления зарождаются в игре как ведущей деятельности старшего дошкольника.
"Игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения" (Е.Е. Кравцова). Согласно Л.С. Выготскому, развитие игры идет от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам.
Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать "как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству" (В.С. Мухина). В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе.
Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.
При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям.
Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что "центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания" (Н.Н. Поддьяков).
Что значит формировать учебную деятельность и ее качества? А. Н. Леонтьев подчеркивал, что человеческая деятельность характеризуется целенаправленностью и структурностью. Она состоит из следующих основных частей: цели, мотива, плана, исполнительской части. Л.А. Венгер на основании своих исследований пришел к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне можно формировать элементарные формы учебной деятельности, используя в этих целях, прежде всего занятия как одну из наиболее целесообразных форм, руководимых педагогом.
В качестве примера в приложении представляем модель учебного занятия с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности и разностороннего развития детей. Его структура соответствует этапам процесса познания, содержание – одному из разделов программы умственного воспитания детей данного возраста, а его составные части (форма) представлены привычными детям и любимыми ими видами деятельности. В основе занятия лежит определенный сюжет, в рамках которого дошкольники сами смогут определить цель и задачи своей деятельности, спланировать ее, исполнить задуманное и оценить ход и результат работы.
Хорошо подготовленное педагогом занятие не должно иметь резкий контраст с другими (условно неорганизованными) видами деятельности детей. Объективно логичным и обоснованным для ребят становится занятие, на котором ведется поиск ответа на вопрос, возникший у них в ходе какой-либо работы, на прогулке, продолжается начатое ранее дело, получает развитие, оживает, приглашает поучаствовать в ее событиях прочитанная ранее или новая сказка.
Предлагаемое занятие по ознакомлению детей с окружающим миром является частью единого проекта. На занятии продолжается и подытоживается работа по знакомству с зимующими птицами, проводившаяся на занятиях по ознакомлению с миром природы, развитию речи, ручному труду, изодеятельности, в ходе прогулок и посещения музея, чтения художественной и научно-популярной литературы, наблюдения за птицами и их регулярного кормления в течение нескольких недель.