Музей кукол

21.04.2017, 2727 просмотров.

Музей кукол

Фея знала свое дело

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушных

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям Фея.

Потому что это-средство

Чтобы вечно помнить детство.

Лариса Рубальская

        Во все века люди высоко ценили нравственную и духовную воспитанность человека. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема духовно - нравственного воспитания дошкольников.

        Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества.

        Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение. Специалисту по работе с детьми необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей.

      В связи с этим, учитывая значимость данной темы, мы решили организовать в нашей группе кукольный мини - музей.

      Наш проект предполагает создание совместных с взрослыми творческих работ (изготовление кукол из ткани, ниток, дерева; оформление фотоальбома «Мой любимый музей», фотовыставки).

       Еще одно значение нашего мини музея состоит в том, что в настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в нашем мини - музее можно. Здесь можно брать экспонаты в руки, рассматривать их, переставлять, менять местами. В обычном музее ребенок пассивный созерцатель, а здесь он - творец, а также его родители, бабушка и дедушка. Другими словами мини - музей – это результат совместной работы и общения воспитателей, детей и их семей.

        Конечно, значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у ребенка наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданным руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, а также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях

Играем в куклы с малых лет-

Их одевать, варить обед,

Принять гостей, общаться лучше

В театре кукольном мы учим.

Потом мы покупаем кукол дочкам

И снова вспоминаем, между прочим,

Как мы играли в куклы, пусть другие

Не столь шикарные, но все равно родные.

Инесса Федина

 

 

Приложение 1

Развлечение для детей средней группы на тему:  «Путешествие в прошлое куклы»

 

Программное содержание:

Привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту.

Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.

Предварительная работа:

Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины (дымковские игрушки), деревянная матрёшка, организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей).

Чтение книги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен.

Использование малых форм фольклора в развитии речи.

Знакомство детей с элементами растительного узора.

Оборудование и материалы: куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная (музей кукол), письмо (для сюрпризного момента).

 

Ход развлечения

(Дети заходят в музыкальный зал по музыку по кругу, змейкой и ручеек – в хоровод)

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как много гостей у нас сегодня. Мы очень рады видеть вас в нашей уютной зале. Ребята, у меня для вас очень важное сообщение. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо, а адресовано оно детям группы «Колокольчик», т.е. вам. Вам интересно узнать откуда это письмо?

Дети: Да.

(Воспитатель читает письмо)

Здравствуйте, дорогие ребята! Нам, жителям страны «Кукляндия», стало известно, что у вас в группе есть музей. Расскажите, нам, пожалуйста, что такое музей и что находится в вашем музее.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем жителям далекой страны о нашем музее. Что такое музей?

Дети: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы, а ценны они потому, что их сделали наши мамы своими руками.                 (дети проходят на стульчики)

Воспитатель: Ребята, один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его – а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …

Эта забавная вещица так понравилась народным русским умельцам, что они придумали куклу нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Именовали ее просто - Матрёшка.

Воспитатель: Матрешка это любимый всеми русский сувенир. А наши дети выучили стихи о матрешки и хотят рассказать.

Ребенок:

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрешками зовут.

Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?

Наша кукла непростая,

Наша кукла – составная,

Ловко прячутся друг в дружке

Деревянные подружки.

 

Давай – ка с тобой

Поиграем немножко,

В матрешке большой

Есть поменьше матрешка.

 

Эти русские матрешки

Разноцветные одежки

На секреты мастерицы

В старшей прячутся сестрицы

Сколько их там не поймешь

Если младшей не найдешь.

 

Ой, ты барыня – матрешка

Я возьму тебя в ладошку

Покажи мне тех девчат

Кто внутри тебя сидят

Знает весь огромный мир.

Это русский сувенир.

Воспитатель: Ребята, много рассказали о всеми любимой народной кукле в стихах.

Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними.

 

Дети поют песню «Во кузнице»

 

Воспитатель: Посмотрите ребята в нашем музее, есть загадочная барышня. Кто знает, что это за барышня?

Дети: Это дымковская кукла!

Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской?

Дети. Она вылеплена в селе - Дымково.

Воспитатель. Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол.

Воспитатель: Кого еще делали дымковские мастера мы узнаем из стихотворений.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.


Разноцветный, голосистый
Яркий, красочный, пятнистый
А как встанет поутру,
Запоет: «Кукареку».

 

Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете.

Воспитатель: А еще в нашем музее есть вот такая кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться. Что это за кукла? (глиняная) Удобно ли играть с глиняной куклой? (нет...)

Воспитатель: Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от глиняной. Для ее изготовления, он сначала собирал солому, затем варил, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивал, связывал и украшал. И получилась соломенная кукла.

А что мы можем рассказать о соломенной кукле?

Ребенок:      Соломенная кукла

Золотистая солома

Без сомненья всем знакома

Словно сказочные феи

Колдовали мы над нею.

Соберём в пучок                                      

И повяжем поясок                                    

Ленточку шелковую,

Розовую новую.

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла Маша.

Воспитатель: Давайте и мы поиграем

Игра «Колыбельная» (дети встают в хоровод, один ребенок дерет куклу и имитируют усыпление куклы)


Котя, котинька, коток.

Котя, серенький хвосток,

Приди, котя ночевать

Мою детоньку качать,

Уж как я тебя коту

За работу заплачу:

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока.

         Воспитатель: Ребята, пока наша соломенная кукла спит, мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о тряпичной кукле (показываю)

Воспитатель: Ребята, почему она так называется?

Ребенок: Потому что сделана из тряпочек, обрезков ткани.

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По  поверью, талисман, защитит  хозяев,
Забирая  на  себя  бремя  испытаний.                                             
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно  вязанных  узлов  с  верою, надеждой.
Но  единственный  запрет  предков  опасались:
Чтобы  ножницы  с  иглой  к  кукле  не  касались. Эльза Попова

Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла -  игровая,  - предназначалась детям для игры,

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.                                          

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

Обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей.

Обереги  без  лица,  кажется,  незримо
Отделят  добро  от  зла   неисповедимо.                          
Сколько  вложено  любви  неприметной, тихой
И  защита  на  века  от  любого  лиха.

Маленькая куколка-девочка с длинной косой  - и игровая кукла, и оберег. Люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется “На Счастье”.

Кукла Счастья – с длинной косой,

Счастье, здоровье несет нам с тобой!

К солнышку ручки она протянула  -                               

Успех и удачу к нам притянула!

Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символтзировала достаток в доме.

Крупеничка – оберег сытости, достатка.

Наполнялась сплошь зерном, гречкой для задатка.                       

От кормилицы Земли силы приходили.

Под иконами в углу бережно хранили.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла?

Дети: Эта кукла называется – Пеленашка.

Полотно  в  рулон  свернув - тулово  готово.
Голову  узлом  стянув, рученьки  холщовы.
Юбка, блузка  и  платок, фартучек  нарядный.                
Бусы, зеркальце  и  вот  девица  отрадна.
 

Воспитатель: А как, именно эта кукла попала в наш музей?

Ребенок: Мы ее сами смастерили.

Воспитатель: Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.      Кукла - пеленашка – это мощный оберег.

Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,

Кукла духов на себя злобных отвлекала.

И уже в двенадцать лет девочка умела                        

Себя «доню» мастерить. Значит повзрослела.

Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды. Раньше считалось, что в доме, где есть дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка. В нашей группе есть такая кукла, которая нас оберегает.

Ребенок:

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,                     

А по нраву русская, значит нам родная.

Воспитатель: Вот как много интересного вы рассказали о нашем музее.

А еще в нашем музее есть вот такая загадочная кукла, о ней вам расскажет Артем.

Спиридон-солнцеворот  ждет у наших у ворот,
Солнцу поворот на Лето, а Зима - свое берет.
Лишь на воробьиный скок прибывать начнет денек
и на солнышке погреться сядет Леший на пенек.
Раскричатся снегири, грудки - словно фонари,
значит, с ночи будет ветер вплоть до утренней зари.
Спиридон пришел суров, не жалей, хозяйка, дров!
Без клыков видали Волка, Зимушку без холодов? 

Воспитатель: Мы с вами вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, теперь жители страны «Кукляндия», знают все о нашем музее. И в благодарность дарят нам вот эти баранки к чаю. Приглашаю всех пить чай с баранками.

Литература:

1.     И.А. Бойчук «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2009г.

2.     Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва; ЦГЛ, «Элизе Трейдинг», 2004г