Музей кукол
Фея знала свое дело
И, летая в небесах,
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушных
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому что это-средство
Чтобы вечно помнить детство.
Лариса Рубальская
Во все века люди высоко ценили нравственную и духовную воспитанность человека. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема духовно - нравственного воспитания дошкольников.
Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества.
Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение. Специалисту по работе с детьми необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей.
В связи с этим, учитывая значимость данной темы, мы решили организовать в нашей группе кукольный мини - музей.
Наш проект предполагает создание совместных с взрослыми творческих работ (изготовление кукол из ткани, ниток, дерева; оформление фотоальбома «Мой любимый музей», фотовыставки).
Еще одно значение нашего мини музея состоит в том, что в настоящих музеях ничего трогать нельзя, а вот в нашем мини - музее можно. Здесь можно брать экспонаты в руки, рассматривать их, переставлять, менять местами. В обычном музее ребенок пассивный созерцатель, а здесь он - творец, а также его родители, бабушка и дедушка. Другими словами мини - музей – это результат совместной работы и общения воспитателей, детей и их семей.
Конечно, значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у ребенка наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданным руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, а также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях
Играем в куклы с малых лет-
Их одевать, варить обед,
Принять гостей, общаться лучше
В театре кукольном мы учим.
Потом мы покупаем кукол дочкам
И снова вспоминаем, между прочим,
Как мы играли в куклы, пусть другие
Не столь шикарные, но все равно родные.
Инесса Федина
Приложение 1
Развлечение для детей средней группы на тему: «Путешествие в прошлое куклы»
Программное содержание:
Привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту.
Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Предварительная работа:
Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины (дымковские игрушки), деревянная матрёшка, организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей).
Чтение книги Т.Д. Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен.
Использование малых форм фольклора в развитии речи.
Знакомство детей с элементами растительного узора.
Оборудование и материалы: куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная (музей кукол), письмо (для сюрпризного момента).
Ход развлечения
(Дети заходят в музыкальный зал по музыку по кругу, змейкой и ручеек – в хоровод)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, как много гостей у нас сегодня. Мы очень рады видеть вас в нашей уютной зале. Ребята, у меня для вас очень важное сообщение. Сегодня к нам в детский сад пришло письмо, а адресовано оно детям группы «Колокольчик», т.е. вам. Вам интересно узнать откуда это письмо?
Дети: Да.
(Воспитатель читает письмо)
Здравствуйте, дорогие ребята! Нам, жителям страны «Кукляндия», стало известно, что у вас в группе есть музей. Расскажите, нам, пожалуйста, что такое музей и что находится в вашем музее.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем жителям далекой страны о нашем музее. Что такое музей?
Дети: Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы, а ценны они потому, что их сделали наши мамы своими руками. (дети проходят на стульчики)
Воспитатель: Ребята, один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его – а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …
Эта забавная вещица так понравилась народным русским умельцам, что они придумали куклу нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Именовали ее просто - Матрёшка.
Воспитатель: Матрешка это любимый всеми русский сувенир. А наши дети выучили стихи о матрешки и хотят рассказать.
Ребенок:
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
Воспитатель: Да – это кукла с секретом. Что за секрет у матрешки?
Наша кукла непростая,
Наша кукла – составная,
Ловко прячутся друг в дружке
Деревянные подружки.
Давай – ка с тобой
Поиграем немножко,
В матрешке большой
Есть поменьше матрешка.
Эти русские матрешки
Разноцветные одежки
На секреты мастерицы
В старшей прячутся сестрицы
Сколько их там не поймешь
Если младшей не найдешь.
Ой, ты барыня – матрешка
Я возьму тебя в ладошку
Покажи мне тех девчат
Кто внутри тебя сидят
Знает весь огромный мир.
Это русский сувенир.
Воспитатель: Ребята, много рассказали о всеми любимой народной кукле в стихах.
Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними.
Дети поют песню «Во кузнице»
Воспитатель: Посмотрите ребята в нашем музее, есть загадочная барышня. Кто знает, что это за барышня?
Дети: Это дымковская кукла!
Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской?
Дети. Она вылеплена в селе - Дымково.
Воспитатель. Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол.
Воспитатель: Кого еще делали дымковские мастера мы узнаем из стихотворений.
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Разноцветный, голосистый
Яркий, красочный, пятнистый
А как встанет поутру,
Запоет: «Кукареку».
Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете.
Воспитатель: А еще в нашем музее есть вот такая кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться. Что это за кукла? (глиняная) Удобно ли играть с глиняной куклой? (нет...)
Воспитатель: Прошло много лет, человек придумал новую куклу, она отличалась от глиняной. Для ее изготовления, он сначала собирал солому, затем варил, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивал, связывал и украшал. И получилась соломенная кукла.
А что мы можем рассказать о соломенной кукле?
Ребенок: Соломенная кукла
Золотистая солома
Без сомненья всем знакома
Словно сказочные феи
Колдовали мы над нею.
Соберём в пучок
И повяжем поясок
Ленточку шелковую,
Розовую новую.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша.
Воспитатель: Давайте и мы поиграем
Игра «Колыбельная» (дети встают в хоровод, один ребенок дерет куклу и имитируют усыпление куклы)
Котя, котинька, коток.
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя ночевать
Мою детоньку качать,
Уж как я тебя коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
Да кувшин молока.
Воспитатель: Ребята, пока наша соломенная кукла спит, мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о тряпичной кукле (показываю)
Воспитатель: Ребята, почему она так называется?
Ребенок: Потому что сделана из тряпочек, обрезков ткани.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались. Эльза Попова
Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры,
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки в красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
Обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей.
Обереги без лица, кажется, незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
Маленькая куколка-девочка с длинной косой - и игровая кукла, и оберег. Люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется “На Счастье”.
Кукла Счастья – с длинной косой,
Счастье, здоровье несет нам с тобой!
К солнышку ручки она протянула -
Успех и удачу к нам притянула!
Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символтзировала достаток в доме.
Крупеничка – оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Как называется эта кукла?
Дети: Эта кукла называется – Пеленашка.
Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.
Воспитатель: А как, именно эта кукла попала в наш музей?
Ребенок: Мы ее сами смастерили.
Воспитатель: Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали. Кукла - пеленашка – это мощный оберег.
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
И уже в двенадцать лет девочка умела
Себя «доню» мастерить. Значит повзрослела.
Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды. Раньше считалось, что в доме, где есть дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка. В нашей группе есть такая кукла, которая нас оберегает.
Ребенок:
Русская тряпичная куколка простая.
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, значит нам родная.
Воспитатель: Вот как много интересного вы рассказали о нашем музее.
А еще в нашем музее есть вот такая загадочная кукла, о ней вам расскажет Артем.
Спиридон-солнцеворот ждет у наших у ворот,
Солнцу поворот на Лето, а Зима - свое берет.
Лишь на воробьиный скок прибывать начнет денек
и на солнышке погреться сядет Леший на пенек.
Раскричатся снегири, грудки - словно фонари,
значит, с ночи будет ветер вплоть до утренней зари.
Спиридон пришел суров, не жалей, хозяйка, дров!
Без клыков видали Волка, Зимушку без холодов?
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, какими куклами играли наши бабушки и дедушки, теперь жители страны «Кукляндия», знают все о нашем музее. И в благодарность дарят нам вот эти баранки к чаю. Приглашаю всех пить чай с баранками.
Литература:
1. И.А. Бойчук «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2009г.
2. Г.В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва; ЦГЛ, «Элизе Трейдинг», 2004г